Введение
Какой бы Вы ни выбрали вид студийной фотографии, освещение фона будет сильно влиять на общий вид объекта съемки.
Перед тем, как мы погрузимся в изучение техник освещения фона, я расскажу, что происходит, если оставить фон неосвещенным.
Эффект затемнения фона
Для того, чтобы облегчить работу со студийным светом, необходимо понимать физические законы, которые им управляют. Основным из них является закон зависимости освещенности от расстояния: освещенность предмета точечным источником света обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
Говоря простым языком, это означает, что каждый раз, когда расстояние между объектом и источником света увеличивается вдвое, освещенность предмета уменьшается в 4 раза или на две диафрагмы. См. схему 4. или сводную таблицу.
Стоит заметить, что хотя оборудование Portaflash имеет отражатель и не является точечным источником света, создаваемая им освещенность также подчиняется этому закону в пределах угла рефлектора.
Это происходит потому, что свет излучается из точечного источника. Один источник света освещает площадь, в 4 раза большую, если расстояние до нее увеличивается в 2 раза
Важно понимать, что интенсивность отраженного света изменяется по-другому. Поскольку он излучается не точечным источником, он меньше зависит от расстояния до объекта. Именно поэтому замер падающего света будет точным вне зависимости от расстояния между камерой и точкой замера. На фотографиях фон не освещается, присутствует только свет, освещающий предмет. Сделав фон подвижным, я передвигаю его каждый раз на о,5 м. Поскольку начальное расстояние между источником света и фоном составляет 1 м, передвижение на каждые следующие 0,5 м означает уменьшение освещенности фона на 1 диафрагму. Все кадры экспонировались при f8.
Рис.1 Освещенность фона f5,6 - недодержка одна ступень |
Рис.2 Освещенность фона f4 - недодержка две ступени |
Рис.3 Освещенность фона f2,8 - недодержка три ступени |
Рис.4 Освещенность фона f2 - недодержка четыре ступени |
|
Сводная таблица( Эффект затемнения фона)
Градиентный фон
Эффект затемнения фона может быть использован для создания градиентного фона, светлого впереди и темного сзади. Это происходит, если фону придать форму пологой дуги, один край которой находится возле объекта съемки, а другой максимально от него удален. Предмет при этом необходимо освещать с максимально возможной яркостью. Именно здесь софтбоксы и заслонки оправдывают свое предназначение.
Эффект затемнения фона может использоваться при различных видах студийной фотографии, затемняя фон для подчеркивания предмета.
Сводная таблица (Градиентный фон)
Остерегайтесь!
Если объект съемки темный, то он может слиться с темным фоном. Если Вы потеряете "разделение" предмета от фона, то кадр будет неярким и не передающим форму предмета.
Так как свет, падающий на объект съемки, ослабевает до определенного уровня, достигая фона, фон будет неизбежно темнее, чем предмет. Это предоставляет фотографу следующий выбор:
- Оставить фон темным, чтобы выделить относительно светлый или хорошо освещенный предмет.
- Затемнить фон, увеличивая расстояние или закрывая свет от основного источника света. А потом, осветить фон с цветовыми эффектами или проецируя что-либо на него.
- Сбалансировать свет; подсветив фон соответственно экспозиции предмета. Свет можно оставить белым, либо окрасить его цветным фильтром.
- Осветить фон большим количеством света, чем передний план, делая либо полностью белый фон, либо создавая центр внимания, например световое пятно.
На следующих фотографиях мы изучаем, как использовать сбалансированный фоновый свет. Предмет и фон освещены одинаково, в данном случае при f5,6. Кадры экспонированы соответственно. См. схему 6
Фон освещен 208W с диффузором с расстояния 400 мм. Эффект приятный и мягкий, но не настолько сильный, чтобы отвлечь внимание от объекта. |
Следующий кадр этой серии сделан с использованием того же оборудования, что и первый, за исключением диффузора на 208W. Он был заменен голубым фильтром из Серии 2 комплекта.
Фон синий, таким образом он отражает дополнительный синий свет, создавая эффект переливающегося света. Если бы использовались различные цвета, то цветовой эффект не был бы столь резко выраженным, и зеленый был бы не так хорошо виден.
|
Освещение фона не нужно ограничивать только одним цветом. На этом снимке два осветителя 208W с синим и зеленым фильтрами освещают фон, а тубус оттеняет вазу. См. схему 7
Главная идея эффекта - выделить объект. Этот тип освещения лучше всего подходит для более красивых предметов. Описываемый эффект используется при коммерческой съемке и подходит для фотографии высокотехнологичной продукции.
|
Последний кадр данной серии сделан с таким же оборудованием, как и третий, но без освещения фона. Освещенность фона на 4 диафрагмы ниже, чем освещенность объекта и, таким образом, фон совершенно черный.
|
Сводная таблица (Освещение фона)
Световое пятно
Световое пятно используется для того, чтобы привлечь внимание к тому, что находится перед ним. Величина пятна зависит от его мощности. Следующие 4 снимка демонстрируют фоновые пятна. Освещенность в центре пятна на 1, 2, 3 и 4 ступени больше освещенности предмета и, соответственно, экспозиции.
Рис.1 |
Рис.2 |
Рис.3 |
Рис.4 |
Схема 8 |
Можно использовать цветные фильтры для того, чтобы придать цвет световому пятну, но помните, что при надетом тубусе моделирующая лампа греется достаточно сильно. Если Вы используете пластиковые фильтры, лучше всего включать моделирующий свет на короткое время.
Я обнаружил, что 336V является наилучшей вспышкой для создания световых пятен на фоне. С нею может быть использован любой из тубусов Серии 3, и очень полезной является возможность изменять мощность вспышки. При этом нет необходимости в моделирующем свете, пятно на фоне легко увидеть при свете самой вспышки, и она не будет нагреваться, что значительно облегчает использование пластиковых фильтров.
На четырех показанных рядом снимка деревянный Будда освещен сверху и сбоку вспышками 336VM. Фон освещается 336V с красным и желтым фильтром Powerflash (из набора теплоустойчивых фильтров Powerflash) сквозь (PORS3S и PORS3SH) тубус.
Заметьте, что, хотя расположение источников света не изменялось, изменение мощностей верхнего и бокового осветителей позволило создать различный световой рисунок на Будде.
Сводная таблица (Световое пятно, часть 1)
Сводная таблица (Световое пятно, часть 2)
|