ВСЕ ДЛЯ ФОТОГРАФА!
тел. 249-6900 275-1646 270-0564
ИНТЕРФОТО
Главная Каталог товаров Статьи О компании Контакты Где купить Новости Где купить оптику
 
 
Мир фото-туризма
TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов
Яндекс цитирования
Освещение при художественной съемке
Введение

Большинство приемов, описанных в разделе съемки портретов, могут быть использованы и при художественной съемке. Однако, художественная фотография, как правило, снимается в 3/4 или во весь рост, и поэтому вам понадобится больше пространства. Для снимков во весь рост необходимо будет увеличить расстояние между Вашей моделью и источниками света для того, чтобы осветить ее ровно. Снимать Вы будете с дальнего расстояния, чтобы модель поместилась в кадр. Для художественной съемки используются те же объективы что и для портретной съемки (85мм - 105мм для 35мм камер). Исходя из этого, Вы увидите, что снимать в полный рост в студии 3x4 м довольно тяжело. Несмотря на традицию, для художественной съемки может использоваться штатный или даже широкоугольный объектив! Вы можете использовать искажения, которыми грешит такой объектив, в свою пользу, например, снять так, что ноги будут казаться длиннее. Использование штатных и широкоугольных объективов требует больше внимания и осторожности. Такие объективы не используются при близкой съемке лица.

Если у Вас достаточно места, пользуйтесь этим. Если же нет, то существует очень много привлекательных поз, которые можно снимать и на небольшом пространстве. Вы заметите, что женщин, например, с неидеальными ногами лучше снимать в сидячих или лежачих позах. Только модели с красивыми идеальными ногами выигрывают при съемке в полный рост.

То же касается и моделей-мужчин. Они лучше выходят в сидячих позах. Торс чаще всего снимают на корточках или на коленях. Делается это для того, чтобы увеличить размер тела в кадре. Это улучшает кадр и не требует периферийного света или подпорки.



Освещение

Так называемая схема "Стр. 3" - это самая простая схема. Все располагается по квадрату. Для освещения модели и переднего плана применяются два источника света одинаковой мощности с зонтиками. Свет должен быть достаточно ровным. Другая пара осветителей освещает фон и пол за моделью, настолько ровно насколько возможно.

Основной свет располагается над моделью так же, как и при портретной съемке. Осветители фона необходимо также расположить сверху, чтобы убрать тени на полу. Именно эти моменты делают такую модель популярной. Пол может попадать в кадр и не нужно переживать из-за теней.

Осветители фона должны быть немного меньшей мощности, чем основной свет, для того, чтобы тень от модели не падала вперед. Изменяя мощность фонового света, можно изменять тон фона от черного до белого, или использовать и тот и другой одновременно.

С помощью такой схемы легко достичь хорошего результата, но его можно улучшить, используя дополнительные источники заполняющего света или рефлекторы, расположенные спереди внизу, а также осветитель волос, расположенный сверху. Большинство хороших схем основывается на описанной планировке. Остерегайтесь бликов от осветителей фона.

Схема 14

Схема 14

Кадры снизу делались при более сложной схеме, чем "стр.3". Два осветителя были направлены на фон, один с софтбоксом, а другой с зонтиком, чтобы рассеять свет.


Схема 15

Схема 15

Два основных осветителя направлены в белые зонтики, так, чтобы свет отражался вниз, на модель.

Модель присела на колени на пол. Три рефлектора отражают свет основных осветителей, подсвечивая тени под подбородком и носом.

На переднем плане установлена ступенчатая подставка, чтобы фотографу было удобнее снимать с близкого расстояния и сверху.


Рис. 3

Рис. 3

Использовался осветитель волос 336VM с тубусом POR3SH.

Результатом является мягкий ровный свет, который позволяет модели свободно поворачивать и наклонять голову, не опасаясь возникновения тени.

Изменяя мощность фонового света, фон можно сделать настолько светлым или темным, насколько того хочет фотограф.

Рис.1

Рис. 1

Рис.2

Рис. 2

Сводная таблица 1

Освещение, передающее настроение - диагональная схема

Для того, чтобы достичь интересного эффекта, не обязательно создавать сложные схемы освещения. Следующие кадры были сделаны при использовании всего двух источников света и рефлектора. Схема следующая:

Схема 16

Схема 16

Модель лежит по диагонали. Он/она смотрит на 336VM с софтбоксом Серии 3, 336VM без аксессуаров освещает ее ноги. Оба осветителя находятся выше головы модели. Рефлектор используется для отражения света (в основном от заднего источника света) на темную сторону его/ее лица.

Такой свет получается намного более направленным, чем при освещении зонтиками. Глубокие тени, которые создает жесткий задний свет, помогают создать настроение "нижнего света". Этот эффект можно усилить, используя теплые фильтры на камере или фильтры на осветителях, имитирующие свет от камина или свечей.

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

Из-за того, что и передний и задний свет падают непосредственно на модель, данная схема менее гибкая, чем все остальные в этой книге. Если модель слишком сильно повернет голову, может появиться некрасивая тень от носа. Возможно, Вы захотите заменить софтбокс большим белым зонтиком для придания переднему свету мягкости.

Сводная таблица 2

Рефлекторная стена

Данная конструкция чрезвычайно эффективна, потому что она объединяет эффектный контровый свет с мягким, ровным, заполняющим передним освещением. Это достигается с помощью всего лишь двух или трех источников света! Такая конструкция используется преимущественно при заднем освещении. Два осветительных прибора направляются по диагонали крест-накрест из дальних углов студии. Их "лучи" должны пересечься там, где будет стоять модель. Заслонки на двух осветителях используются для того, чтобы предотвратить падение света на фон, который должен оставаться черным или темным для достижения максимального эффекта. Возможно, вам покажется необходимым расположить экран между прожекторами и фоном. Заслонки также способствуют предотвращению бликов в объективе, хотя рефлекторная стена и так справляется с этой задачей.

Схема 17

Схема 17

Передняя часть конструкции представляет собой полукруг из высоких белых рефлекторов. Для максимального эффекта рефлекторы должны быть, как минимум, такой же высоты, как и модель, 2 метра для работы в полный рост. Идеально подходят изолирующие плитки из полистирола или большие белые экраны. Перед стеной остается промежуток, как раз достаточный для того, чтобы скадрировать модель. Если вы фотографируете в полный рост, используя портретный объектив, этот промежуток должен быть 1, 5-2 м.

Рис.7

Рис. 7

Рис.8

Рис. 8

Так как источник переднего света (рефлекторная стена) очень большой, то свет получается ровный и очень мягкий. Сильный задний свет, на 2 диафрагмы ярче отраженного переднего, обрамляет модель светлым контуром на темном фоне. Если вы обнаружите, что вам недостаточно переднего освещения, вы можете добавить свет либо с помощью рассеивающих зонтиков (подсветить лицо модели), либо направить источник света в стену напротив модели, для освещения ее во весь рост отраженным светом.

Рис.9

Рис. 9

Рис.10

Рис. 10

Данная конструкция выигрывает при наличии достаточно большого пространства. Рекомендуемое расстояние между осветителями и моделью - как минимум 2 метра, что позволит свету "развернуться" на полный рост модели и создать равномерное контровое освещение. Если у вас нет достаточной площади, можно добавить дополнительные осветители непосредственно за основными, для освещения модели от талии до пола. Идеальной была бы Portaflash 220, с патроном Серии 2, прикрепленная к основному источнику света.

Так как ваш фон темный и неосвещенный, и нет необходимости выводить его из фокуса, то можно усилить мощность вспышек и работать при f8 или f11 - при съемке во весь рост. Такие условия идеальны для снимков в движении. Попросите свою модель покрутить головой, или, если у нее/него длинные волосы, зачесать их вперед, а потом забросить голову назад. Жесткий контровый свет усилит эффект движущихся волос.

Рис.11

Рис. 11

Примечание. Растянутые полистироловые листы поглощают удивительно много света. Если вы покрасите их обыкновенной эмульсионной краской, они станут гораздо более эффективными рефлекторами. Я бы предложил матовое покрытие, но, в любом случае, экспериментируйте, если хотите.

Сводная таблица 3

Комбинированный свет

На следующих снимках используется простая схема освещения.

Схема 18

Схема 18

Единственное отличие - это присутствие дневного света. Основной источник освещения - вспышка Portaflash 336VM, направленная сквозь рассеивающий зонтик 32". Она была закреплена на штанге Серии 3 и установлена выше головы модели. Вторая 336 VM (с софтбоксом Серии 3) была установлена на высоте 1 метра под небольшим углом к модели. Дневной свет, проникающий через наполовину открытые жалюзи, создает тонкие полоски на фоне яркостью f5,6 при 1/60. Экспозиция, при комбинированном свете, выставляется по постоянному свету. В случае с проникающим в комнату через жалюзи светом, измерения проводились с помощью экспонометра. Если Вы направите камеру на открытое окно, то получите достаточно точный замер, но измерение света, падающего сквозь жалюзи, все-таки точнее. Передержав фон на две ступени, т.е. снимая при f5,6 на 1/15с., Вы получите практически засвеченный фон, на котором будут видны только белые полоски. Щели в жалюзях сами по себе хорошо рисуют силуэт. Третий источник света, 336V с красным фильтром (из набора фильтров Серии 3) используется для окраски темных полосок в красный свет. На некоторых кадрах использовался затенитель, для того чтобы красный свет от 336 V не падал на модель. На остальных кадрах это допускалось, для придания особого эффекта и в целях эксперимента.

Рис. 12

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 13

Вспышки "заморозят" любое движение модели, а длинная выдержка обеспечит нормальную проработку фона. Однако если затвор открыт очень долго, то может появиться размытие, особенно по краям объекта. В нашем случае свет, проходящий через жалюзи, был достаточно ярким (f5,6, 1/60) но от противоположной стены на лицо модели отразилось мало света (на 4 ступени меньше), поэтому не страшно, если модель слегка пошевелится во время экспозиции.

Рис. 14

Рис. 14
Сводная таблица 4

Нижний свет

Способы освещения, приведенные здесь, довольно просты и проверены. Если Вы хотите получить другие результаты, можете изменять правила. Во время съемки использовался в основном такой же передний свет, как и в случае с жалюзями, но соотношение мощностей между источником заполняющего и основного света было обратным. Основной свет установлен на высоте 1 метр, а заполняющий выше головы модели.

Схема 19

Схема 19

Заполняющий свет очень мягкий. Это было достигнуто путем закрепления 32" зонтика за самый конец ручки. Таким образом свет от 336VM заполняет весь зонтик и источник света становиться больше. Расположение зонтика максимально близко к модели делает его относительно больше. Чем больше источник освещения, тем мягче свет.

При нижнем свете от модели падает тень на стену за ней. Это освещение придает особый эффект, хотя и не особенно сглаживает недостатки. Данная техника использовалась фотографами при рекламной съемке, например при съемке новых музыкальных групп и т.д.

Можно назвать данную технику "панк-съемка", но это всего лишь имитация света сцен старых театров.

Рис. 15

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 16

Как и в примерах с направленным светом, очень важно, куда обращена модель. Наилучший результат достигается, когда модель смотрит непосредственно в камеру.

Рис. 17

Рис. 17
Сводная таблица 5
Rare disease day
 
 
Главная | Каталог товаров | Статьи | О компании | Контакты | Где купить | Новости | Где купить оптику |
 
   
 
© ООО "Интерфото" 2002-2011.