Введение
Основной свет устанавливается выше модели и направляется вниз под углом 20-30 градусов. Все схемы освещения построены на основе этого угла.
Схема 10
В горизонтальной плоскости существует большой выбор углов освещения, как показано на схеме. Угол от 0 до 30 градусов дает плоское освещение. Это значит, что тени от носа, подбородка, бровей будут небольшими (неглубокими), и недостатки кожи не будут видны. Такой свет называется "освещением для художественного портрета".
Угол от 30 до 60 градусов используется при традиционной портретной съемке. Классикой считается угол 45 градусов. Отличные портреты получаются, если основной свет уравновешивается рефлектором, особенно при съемке с теневой стороны лица. Рефлектор освещает теневые части, не создавая неестественных дополнительных теней.
Освещение при угле 45 - 90 градусов создает глубокие и длинные тени. Если не используется рефлектор, то половина лица может быть полностью черной! Такое освещение может быть очень эффектным, но им тяжело овладеть. Его часто используют при художественной съемке, передающей характер, т.н. "характерной" съемке и при театральном освещении.
Как правило, с мягким светом легче работать. Зонтики, софтбоксы и т.п. делают свет нетребовательным. То же самое относится и к углам от 0 до 45 градусов. Поэтому достаточно просто использовать комбинацию малых углов и мягкого освещения. Однако что-то есть в чистоте традиционного света, что придает ему привлекательность. Традиционное освещение лучше подходит для съемки мужчин, чем женщин. Традиционный портрет предназначен для показа человека таким, какой он есть. Хороший традиционный портрет должен передавать характер человека и быть предельно четким. Это применимо к объектам обоих полов, но женщины лучше получаются при мягком, рассеянном свете.
Лучшие аксессуары Portaflash для портретной съемки - это белые рассеивающие зонтики. Они рассеивают свет по всей студии так, что большая его часть не достигает объекта съемки, но при этом освещение получается очень мягким. Зонтики больших размеров дают более мягкий свет. Идеальной комбинацией будет Portaflash 336VM либо 340VM с 32-дюймовым белым рассеивающим зонтиком. Она должна быть сбалансирована заполняющим светом или рефлектором для освещения теневых участков.
Подсветка теней
Когда Вы собираетесь подсветить тени, Вы должны помнить, что именно подсвечиваете. Это верхние тени, или боковые тени, или и то, и другое. Также необходимо помнить, до какой степени Вы их хотите подсветить.
Предположим, что Вы хотите осветить объект одинаково с обеих сторон. Установите рефлектор точно напротив основного источника света. Т.к. он окажется в тени объекта, Вы должны будете его подвинуть, чтобы поймать свет. Это означает, что угол между рефлектором и основным источником света составит примерно 120 градусов. Если в основном осветителе есть моделирующий свет, то позиция рефлектора выбирается экспериментальным путем. Но можете начать пробовать с угла в 120 градусов. Если моделирующего света нет, то помните, что угол падения равен углу отражения.
Попробуйте использовать переносной моделирующий свет.
Подсветка волос
При подсветке волос свет располагается над и за объектом. Это особенно полезно, если у модели темные волосы. Данный прием выделяет и оживляет волосы, а также отделяет их от темного фона.
Наиболее эффектно это выглядит на блондинах. Однако будьте внимательны. Слишком сильная подсветка волос, особенно сзади, заставит модель выглядеть лысой.
Мощность света, используемая для подсветки волос, зависит от Вашего вкуса, цвета волос модели и т.д., но я бы посоветовал, чтобы он был на 1 диафрагму ярче основного значения экспозиции для блондинов, и на 2 диафрагмы для брюнетов. Для рыжих и темно-рыжих диафрагма выставляется между вышеуказанными показателями. Мощность света, падающего на волосы модели и на фон, измеряется отлично от основного света. Флешметр направляется на источник бокового света, а не на камеру. Передний свет можно замерить точно также, чтобы согласовать его с остальными источниками света. Но все же безопаснее основываться на замерах, которые Вы делаете привычным способом, а именно направляя датчик флешметра на камеру.
Рис.1 |
Схема 11 |
Для большего эффекта осветитель волос обычно устанавливается напротив основного света. Таким образом, осветитель волос подсвечивает волосы, на которые падает тень, то есть оживляет их. Однако не существует правил, поэтому его можно поставить там, где вам кажется уместным.
Рис.2 |
Схема 12 |
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ. Осветители волос и фона часто бывают источниками пожаров. Установите затенитель между осветителем волос и камерой, всегда используйте хорошие бленды при работе с осветителями фона.
Также следите за яркостью света на коже модели, особенно на скулах, висках и носу.
Удобнее всего расположить осветитель волос на штанге (PORS3BA). Благодаря этому Вы сможете направлять свет непосредственно на объект, не мешая съемке. Если Вы дополнительно будете использовать тубус, это позволит направлять свет туда, где он необходим и фактически исключит всяческий риск возникновения бликов в объективе.
Сводная таблица |