Введение
Задачей портретирования является получение изображения или изображений, передающих характер объекта съемки. Человек должен быть не просто узнаваем, портрет должен передать его сущность. Характерный жест, выражение лица, позу. Это проще сделать, если Вы воспользуетесь тем, что ассоциируется с портретируемым. Сымитируйте его рабочее место, усадите на его любимый стул. Идеально подходят личные вещи, такие как любимая шляпа или куртка, или вещи, раскрывающие интересы фотографируемого. Если он играет на гитаре, то сфотографируйте его с гитарой и т.п. Такие предметы полезны еще и тем, что дают объекту съемки возможность сконцентрироваться на чем-либо, кроме Вашей камеры. Это позволит ему расслабиться и даже позировать перед Вами. Профессиональные фотографы говорят что "шоу бизнесмены" - самые лучшие модели, а звезды самые - самые лучшие. Просто позвольте им расслабиться, и они засверкают. Съемка портрета - это совсем не просто. Хороший фотограф-портретист должен помочь человеку расслабиться и изобразить перед камерой то, что нужно фотографу.
В портретной съемке нет нерушимых правил, но вот несколько советов, которые полезно запомнить:
- Пользуйтесь простым светом. Вашей модели нужно небольшое пространство для движения и расслабления. Освещенная область должна быть достаточно большой, чтобы не стеснять модель. Главное на снимке - это человек, а не свет. Но это не значит, что Вы не можете окружить Вашу модель отражателями, если потребуется.
Для портретной съемки хороши зонтики, они создают мягкий свет, с ними легко работать и они равномерно освещают большую область пространства.
Если световая схема простая, то Вы можете забыть о камере и сконцентрироваться на постановке выражения или позы модели.
- Наводите резкость на глаза. Глаза человека это "зеркало души" и наиболее привлекающая внимание часть лица. Они должны быть резкими, даже если все остальное окажется нерезким. Несомненно, портрет, на котором глаза - это единственная резкая точка, очень выразителен.
Нарушайте это правило, если осмелитесь.
Примечание. Фокусировка по глазам совершенно не означает, что на всех Ваших снимках глаза модели должны находиться в центре кадра, используйте замок фокусировки и перекомпонуйте кадр.
- Выделяйте объект. Соотношение между объектом и фоном зависит от важности и привлекательности фона. Если фон имеет отношение к модели и улучшает портрет, включите его в кадр. Вы можете сделать фон, характеризующий модель. Типичным примером будет портрет мужчины на работе или портрет человека, занимающегося своим хобби. Снимок кого-либо за его рабочим столом или на его рабочем месте может быть отличным портретом.
Если в качестве фона Вы используете комнату модели, убедитесь, что в ней нет отвлекающих деталей позади человека. Чего-нибудь вроде полок прямо за головой модели или чего-нибудь "растущего из глаза" на кадре. Очень легко не заметить такой предмет во время съемки, но он будет ужасающе очевиден на фотографии. Выделите время для проверки фона на предмет таких отвлекающих вещей и уберите их. Уберите все, что вам не нравится. Хороший фотограф выглядит самоуверенным во время съемки. Это происходит потому, что он точно знает, чего он хочет. Вы не должны бояться передвигать вещи, даже если Вы только "гость". Если фон будет изображен на портрете, он не должен соревноваться с моделью. Оживленный или цветной фон должен быть де-акцентирован либо путем затемнения (используя технику освещения) либо путем выведения из фокуса (ограничивая глубину резкости).
Выведение фона из фокуса - это очень хороший прием. Фон остается и прибавляет глубину и характер портрету, но при этом не конкурирует с изображением модели. Данный прием достаточно прост. Глубина резкости зависит от фокусного расстояния объектива и от значения диафрагмы. Большее фокусное расстояние и меньшее значение диафрагмы уменьшают глубину резкости. Все что Вам необходимо знать, это какая диафрагма нужна на данном расстоянии для данного объектива, чтобы в фокусе был только объект съемки. Может показаться, что нужно сразу следить за слишком большим числом переменных, поэтому выберите один объектив, а если он зумируемый, то одно фокусное расстояние для всех Ваших портретов.
Большинство фотографов-портретистов предпочитают среднефокусные объективы. Для 35-мм камеры это будут объективы с фокусным расстоянием 80 - 105 мм, для среднего формата 150 - 200 мм. Это объясняется тем, что широкоугольные объективы вносят большие искажения - излишне усиливают перспективу и увеличивают объекты (например нос), которые находятся ближе к камере. Длиннофокусные объективы неудобно использовать при ограниченном пространстве студии. Таким образом, лучше всего подходит объектив 85 мм или 90 мм, но также годятся и зум-объективы.
Портрет в полный рост
Если Вы снимаете портрет в полный рост, т.е. включая и голову, и ноги (что нехарактерно для портрета), то Вам будет трудно вывести фон из фокуса, если только модель не находится от него достаточно далеко. Фотографы, работающие в стиле "фэшн", пользуются объективами 200 мм - 300 мм на диафрагме 2,8 или 4. Эти длиннофокусные объективы имеют очень малую глубину резкости.
Портрет в 3/4
Если Вы снимаете портрет в 3/4, т.е. от головы до колен, то Вам подойдет f2,8 - f4 и 80 мм объектив.
Портрет "по грудь"
Для портрета по грудь нужно использовать f4 - f5,6 (объектив 80 мм)
Только лицо
Для таких портретов нужна максимально открытая диафрагма и у Вас не возникнет проблем с размытием фона
Глубина резкости очень сильно уменьшается, когда Вы фокусируетесь на малом расстоянии, поэтому лучше не подходить слишком близко. При этом также тяжело снять в выгодном свете даже идеальную кожу. Приведенные в данной книге значения диафрагм предполагают использование 80-90 мм объективов.
Если Вы сомневаетесь, увеличьте глубину резкости. Лучше, чтобы и модель, и фон были резкими, чем если и то, и другое выйдет не резко!
Опять же, репетир диафрагмы позволит проверить глубину резкости.
Я не считаю, что концентрация на оборудовании, технике и прочих фотографических аксессуарах является доминирующей при портретной съемке. Будьте проще, сосредоточьтесь на своей модели и снимайте!
Студийные фоны
Использование специального студийного фона придает портрету ощущение профессиональности. Также эти фоны используются при съемке классического портрета.
Вид портрета зависит от многих вещей: от позы, одежды, и т.д. Деловой костюм делает портрет более официальным, чем джинсы и футболка.
Даже если Вы предпочитаете снимать портреты "на выезде", то было бы правильно иметь студийный фон (и оборудование для его установки) с собой. Это особенно оправдано, если Вы снимаете клиента у него дома. Со студийными фонами работать очень легко. Они разработаны так, что выглядят нейтральными, даже если установлены не совсем ровно. Они не отвлекают внимание, даже будучи резкими. Располагая модель по возможности дальше от фона Вы увидите, что очень легко затемнить фон, подчеркивая тем самым ярко освещенного человека. Даже если Вы очень ограничены пространством, постарайтесь, чтобы портретируемый сидел или стоял на расстоянии не меньше одного метра от фона (предпочтительно 1,5 м.) Эта дистанция необходима для того, чтобы тень от модели не падала на фон и чтобы человек был резким, а фон размытым.
Кроме выведения фона из фокуса Вы можете пользоваться также затенением или дополнительным освещением фона. Чем дальше от вспышки, тем слабее ее свет. Его интенсивность обратно пропорциональна квадрату расстояния, т.е. уменьшается вчетверо при увеличении расстояния в два раза.
Практически это означает, что свет ослабевает очень быстро, сильно ограничивая допустимую дистанцию съемки. Это мешает большинству фоторепортеров, но очень полезно для студийных фотографов.
Пример. Портрет "по грудь"
Выбирая малое значение диафрагмы для портрета, а именно f8, Вы получите лучший оптический рисунок на большинстве объективов и получите очень большую глубину резкости. Обеспечивая освещенность модели, достаточную для f8, на расстоянии 2 м. за ней Вы получите освещенность, достаточную для f4. Если фон темный, то на снимке он будет практически черным. Средние фоны выйдут очень темными. Хорошо освещенный объект выглядит очень красиво на темном фоне, и этот эффект может быть усилен следующими приемами: контровым освещением, дополнительной подсветкой волос и общим задним светом.
Если у Вас недостаточно пространства для использования эффекта естественного затемнения фона, то можно воспользоваться ограничением светового потока. Заслонки предназначены как раз для этого, но сами по себе не очень подходят для портретного освещения. Использование заслонок вместе с бумажным диффузором даст лучший результат. В качестве альтернативы Вы можете поставить между осветителем и фоном черную доску, чтобы предотвратить падение света на фон. На фотографическом сленге такие доски называются "затенители". Рефлекторы могут быть хорошими затенителями, но неотражающие поверхности лучше. Или Вы можете просто использовать большие куски пластика, зафиксированные на стойках (веревками и скотчем). Такие импровизированные средства могут выглядеть ужасно "непрофессионально", но это не мешает им выполнять свою функцию.
Основная задача портретной съемки - это создание атмосферы, в которой модель может расслабиться и проявить себя, чтобы Вы могли отобразить это на снимке. Хорошие шутки, сплетни или отвлеченный разговор важнее, чем самая последняя автофокусная камера. Способности расслабить человека нельзя научить ни в какой книге. Единственный совет - настроить все так, чтобы расслабиться самому. Если Вы спокойны и уверенны, то у модели больше шансов достичь того же состояния.
Снимайте в своей студии до тех пор, пока не достигните профессионализма и уверенности. Это даст Вам возможность просто работать с моделью, не думая об оборудовании. Однако не торопитесь. Поухаживайте за моделью, предложите что-нибудь выпить и потратьте 10-15 минут на разговор о жизни, об увлечениях и т.д. Постарайтесь проявить искренний интерес, но не допрашивайте, расскажите что-то и о себе. Это не пустая болтовня. Вы исследуете внутренний мир Вашей модели и в то же время расслабляете ее. Лучше всего разговаривать, когда человек уже сидит на месте съемки, потому что иначе, как только он туда сядет, он опять закрепостится. Очень важно, как только человек сядет на это место, спросить, что он хочет получить на своем портрете. В идеале у Вас уже должны быть некоторые идеи из предыдущих бесед, но спросите снова - может быть появятся новые мысли. Если у Вас есть портфолио - используйте его для иллюстрации Ваших приемов съемки. Если Вы только начинающий и у Вас нет портфолио, то Вы будете работать с моделью, а не для нее. В этом случае используйте фотографии из журналов или из этой книги и работайте с ними как с примерами. Если модель имеет свои идеи по поводу того, что она хочет - то следуйте им. Портрет - это услуга для модели, рассматривайте ее как клиента. Продолжайте разговаривать с ней в течение всей съемки и постарайтесь поддерживать в ней рабочее настроение. Хорошо, когда играет музыка. Это создает благоприятную атмосферу.
И не будьте чересчур серьезны. Даже если Вы решили стать Девидом Бейли за 5 лет, Вам все равно нужно научиться расслабляться и наслаждаться тем, что Вы делаете! |